Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 25.06.2018, 01:27

МБДОУ "Детский сад № 88 "Аленушка"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Block title
Block content
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

За советом к логопеду

Речь ребенка шестого года жизни.

Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых. От того, насколько полноценным является речевое общение ребёнка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и развитие речи маленького человека.

Дети на шестом году жизни без дополнительных вопросов могут пересказать сказку или рассказ из 40—50 предложений, то есть владеют одной из самых сложных речевых форм — монологической. Дети в этом возрасте уже способны передать какие-либо впечатления, воздействия на восприятие с помощью речи, их высказывания отличаются яркостью образов и большим объёмом информации.

Ребёнок в состоянии выделить существенные признаки предметов и явлений. Более того, он уже пробует установить причинно-следственные связи между этими признаками, временные и другие отношения. Речь ребёнка шестого года жизни достаточно развёрнута. С помощью распространённых предложений он старается сделать излагаемое понятным и доступным тем, кто его слушает, то есть искренне заинтересован в результате своего общения. Стремление более точно выразить свою мысль побуждает к использованию все большего количества слов. К своим высказываниям ребёнок относится критически, такое же критическое отношение возникает и к речи сверстников. Кроме того, пытаясь более точно передать свою мысль, более чётко описать то или иное явление, тот или иной предмет, ребёнок шестого года жизни начинает рас¬крывать и передавать своё отношение к тому, о чём говорит.

В этот период активизируется пассивный словарь ребёнка, расширяется активный словарь. Это происходит не только за счёт увеличения числа существительных, обозначающих предметы, прилагательных, обозначающих признаки, свойства, качества, но и за счёт постепенного овладения суффиксальным, приставочным способами образования слов, обозначающих детали, оттенки, переходные состояния. В речи ребёнка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов, а также отвлечённые, абстрактные понятия. Дети шестого года жизни уже усваивают чётко обозначающие понятия, причём конкретизируя их: «цветы», указывая, что цветы бывают полевые (василёк, ромашка) и садовые (розы, тюльпаны).

В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развёрнутые ответы.

Хотя словарь детей шестого года жизни заметно расширяется, в подборе нужных слов, особенно при передаче оттенков значения, деталей, дети допускают неточности, неправильный подбор слов. Характерны возможные затруднения нри разборе слов, противоположных по значению, близких по значению (антонимов, : амонимов) в группах существительных, прилагательных, глаголов, а также неточности в уточнении признаков предметов действий. Неточно могут употребляться все разделы частей речи, включая союзы, предлоги.

Наряду с другими сторонами речи, на шестом году жизни активно развивается грамматический строй. Дети овладевают развернутой, распространённой фразовой речью, словообразованием, употребляют предложно-падежные конструкции. Объём высказываний расширяется за счёт уточнения, развития навыков согласования, употребления падежных окончаний. Это не значит, что речь ребёнка свободна от ошибок. Могут встречаться неправильные согласования, особенно при изменении существительных в косвенных падежах, изменении несклоняемых существительных, ошибки при употреблении глаголов совершенного и несовершенного видов.

Несмотря на то что в этот период совершенствуется связная речь и ребёнок способен устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами, явлениями, тем не менее часто большое внимание при этом уделяется главному, очевидному, тогда как более мелкие, неглавные остаются неупомянутыми.

Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно, так, шипящие звуки могут быть усвоены только к шести годам. Помимо задержек в овладении правильным звукопроизношением, могут быть и нарушения формирования звуков, тоесть могут неправильно произноситься некоторые звуки, например л — губами. Встречаются нарушения дифференциации звуков, особенно если смешиваемые звуки присутствуют в слове одновременно или если в данном словосочетании много смешиваемых звуков. Недостатки звукопроизношения устраняются с помощью специальных логопедических занятий, включающих тренинг артикуляционной моторики, слухового, фонематического восприятия, постановку, автоматизацию звуков.

У некоторых детей движения губ, языка, мягкого нёба недостаточны, что требует активизации артикуляции как одного из условий исправления звукопроизношения. На шестом году жизни ребёнок может выполнять тесты на выделение слов или слов с заданным звуком из группы, подбирать слова на заданный звук. Однако некоторые звуки различаются недостаточно чётко, сливаются, например, по мягкости — твёрдости, по месту образования. Поэтому требуется специальная работа по развитию фонематического восприятия.

На шестом году жизни дети успешно используют интонационно-мелодические средства передачи своего отношения к высказываемому. Им знакома вопросительно-повествовательная интонация, они могут делать акцент на том или ином слове, точно передавать свои чувства, оценить с помощью выразительности тот или иной предмет, явление, событие.

Темп речи детей в повседневном общении остаётся умеренным, однако возможные стилистические и содержательные затруднения могут вызвать у них необходимость прервать своё высказывание, сделать паузу, немотивированно остановиться. И наоборот, в состоянии волнения, возбуждения, желая как можно скорее высказаться, ребёнок может начать говорить быстро, взахлёб, громче, чем обычно. Быстрая речь, конечно, отрицательно влияет на качество звуко- и словопроизношения. Торопливость при речи может привести к недоговариванию, проглатыванию слогов и слов, пропуску звуков. Кроме того, смена зубов, происходящая на шестом году жизни, также может затруднить звукопроизносительные возможности ребёнка.

Подготовила учитель-логопед: Ступина Т.В.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright Lesy © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz